Image Image Image Image
Нижнебыковское
  сельское поселение Верхнедонского района
Нижнебыковское
сельское поселение

346184 Ростовская область, Верхнедонской район,
х. Быковский, ул. Быковская, 208

Телефон :

8(86364)33-5-38

Электронный адрес : sp06064@donpac.ru

Информация росреестра

Праздники России

Кадастровая палата запустит Всероссийскую горячую линию по дачным вопросам

Эксперты ответят на вопросы дачников со всей страны в рамках Недели правовой помощи.

С 20 по 24 мая 2019 года Федеральная кадастровая палата Росреестра в рамках Всероссийской недели правовой помощи владельцам загородной недвижимости проведет «горячие линии» и дни открытых дверей по всей стране.   

Что можно строить на садовых участках? Как прописаться на даче? Нужно ли платить налог за теплицы? Как избежать излишнего налогового бремени и не попасть под штрафные санкции? Что признается самостроем? Как перевести садовый дом в жилой и наоборот? На эти и другие вопросы дачников ответят специалисты  филиала Федеральной кадастровой палаты Росреестра по Ростовской области по телефону 210-70-08, добавочный номер 9. Кроме того, 24 мая 2019 года для кадастровых инженеров будет проведена лекция, в том числе по вопросам уведомительного порядка начала и окончания строительства, в том числе садовых домов.

Как отметил глава Федеральной кадастровой палаты Парвиз Тухтасунов, значительные изменения в жизнь дачников внес федеральный закон о ведении гражданами садоводства и огородничества, вступивший в силу с 1 января 2019 года и ликвидировавший понятие «дачных» земель.  Кроме того, до конца февраля 2019 года для жилых строений, домов на садоводческих и дачных участках действовал переходный период (так называемая «дачная амнистия»), в течение которого разрешалось поставить объект на кадастровый учёт и зарегистрировать право собственности в упрощенном порядке.

«Все эти изменения вызывают многочисленные вопросы со стороны владельцев приусадебных хозяйств. Федеральное законодательство не всегда легко считывается гражданами, поэтому необходимо уделить внимание вопросам просвещения населения, особенно это актуально в дачный сезон», - сказал Парвиз Тухтасунов.

По словам главы Кадастровой палаты, проведение всероссийской Недели правовой помощи позволит гражданам разобраться в нововведениях, касающихся загородной недвижимости, ликвидировать риски неправильной трактовки законодательства и возможных последствий. «В 2019 году проведение тематических «горячих линий» станет регулярным, чтобы граждане со всей страны могли получить разъяснения специалистов по наиболее актуальным вопросам», - отметил Тухтасунов.

 Ранее в нижнюю палату парламента был внесен законопроект о продлении «дачной амнистии». В случае принятия законопроекта упрощенный порядок строительства и регистрации прав в отношении жилых домов, жилых строений, садовых домов, построенных на дачных и садовых земельных участках, предоставленных до 4 августа 2018 года, будет действовать до 1 марта 2022 года. Также документом предполагается предусмотреть бессрочную возможность использования упрощенного уведомительного порядка в отношении жилых, садовых домов, строительство которых начато до 4 августа прошлого года. При этом предлагается обязать органы местного самоуправления информировать граждан о новых правилах строительства домов на дачных и садовых участках, на землях ИЖС и о процедуре оформления прав на них.

 «Не все владельцы недвижимости успели воспользоваться упрощенным порядком оформления прав. С начала августа прошлого года по 1 марта 2019 – фактически по конец действия амнистии, этой возможностью воспользовались более 170 тысяч граждан», - сказал руководитель Федеральной кадастровой палаты Росреестра Парвиз Тухтасунов. Продление «дачной амнистии» позволит гражданам в облегченной форме зарегистрировать права на объекты собственности, отметил он. 

 

Госуслуги Росреестра можно получить в МФЦ
 

За 4 месяца 2019 года на получение государственных услуг Росреестра через офисы МФЦ поступило более 261 тысяч заявлений и запросов: 41856 заявлений на кадастровый учет, 134713 – на регистрацию прав и 14791 – на единую процедуру по этим направлениям, а также 70381 запросов о предоставлении сведений ЕГРН.

Полномочия МФЦ по услугам Росреестра заключаются в процедурах приема и выдачи документов по операциям с объектами недвижимости, совершаемым как физическими, так и юридическими лицами.

В любом офисе многофункционального центра «Мои документы» можно сдать документы на кадастровый учет и (или) регистрацию прав на объекты недвижимости, получить выписку из ЕГРН.

Кадастровая палата по Ростовской области постоянно взаимодействует с МФЦ, консультирует специалистов по вопросам приема, проводит регулярное обучение сотрудников МФЦ. Основной целью такого межведомственного взаимодействия является обмен опытом, методологией и практикой в сфере оказания государственных услуг Росреестра жителям нашей области.

На территории Донского региона работает 77 офисов МФЦ. Выбрать ближайший офис и ознакомиться с графиком его работы можно на официальном сайте Уполномоченного МФЦ.

 

В ДОНСКОМ РОСРЕЕСТРЕ ПОДВЕЛИ ИТОГИ РАБОТЫ ЗА 1 КВАРТАЛ ТЕКУЩЕГО ГОДА

Исполняющий обязанности руководителя Управления Росреестра по Ростовской области Сергей Викторович Третьяков провел совещание с начальниками структурных подразделений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области.

В заседании приняли участие заместитель руководителя Управления Александр Александрович Богуш, заместитель руководителя Управления Эдуард Николаевич Алексеев, исполняющая обязанности начальника отдела общего обеспечения Управления Ольга Николаевна Корнеева, начальник финансово-экономического отдела Управления Нина Васильевна Сметанина, начальники структурных подразделений Управления.

В числе приоритетных задач Управления Росреестра по Ростовской области остаются сохранение качества осуществления учетно-регистрационных действий, сокращение сроков на всех этапах рассмотрения документов – начиная от приема и заканчивая выдачей, увеличение доли услуг, оказываемых Росреестром в электронном виде, дальнейшее расширение взаимодействия с органами государственной власти, увеличение эффективности контрольно-надзорных мероприятий.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 27% процентов увеличилось количество положительных решений по государственной регистрации права и (или) кадастровому учету. Число услуг, предоставленных Росреестром в электронной форме в первом квартале 2019 года по сравнению с прошлым годом также возросло. На 10,1% увеличилось количество осуществленных в электронной форме регистраций права собственности. Отказывать в предоставлении государственных услуг наоборот стали меньше. Так, например, количество отказов по заявлениям о постановке на кадастровый учет в 1 квартале 2019 года по сравнению с прошлым годом снизилось на 1,63% .

Совещание завершилось торжественным награждением лучших сотрудников Управления Росреестра по Ростовской области за эффективную и безупречную гражданскую службу, а также по итогам работы за 2018 год. Почетные грамоты Росреестра, благодарности руководителя Росреестра и нагрудные знаки «10 лет Росреестру» получили 26 государственных служащих.

____________________________________________________________________________

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ТЕПЛИЦЫ:МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области сообщает, что информация о необходимости в обязательном порядке регистрировать право собственности на теплицы - преувеличена, а также напоминает, что вступивший в силу 1 января 2019 года федеральный закон №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества» не изменил порядок кадастрового учета и регистрации прав на объекты недвижимости.

Действующее законодательство не обязывает граждан оформлять принадлежащие им объекты недвижимости. Кадастровый учет и регистрация прав носят заявительный характер, а значит, проведение этих процедур в отношении объектов недвижимости возможно только по желанию их владельцев.

Если садовод все-таки хочет поставить теплицу на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности, ему необходимо выяснить, отвечает ли дачное сооружение признакам объекта недвижимости. Так, садовая теплица должна быть прочно связана с землей и ее перемещение должно быть невозможно без несоразмерного ущерба назначению. Если теплица не отвечает признакам объекта недвижимости, оформлять ее не нужно.

Для регистрации объекта недвижимости (в том числе, теплицы, если она таким объектом является) необходимо обратиться с соответствующим заявлением и пакетом документов в Росреестр. Документы можно направить как в электронном виде, заполнив специальные формы на сайте Росреестра, так и при личном обращении в офисы МФЦ.

 Также, напоминаем, что Росреестр предлагает заявителям оформление документов по принципу экстерриториальности. Это значит, что если принадлежащий Вам объект недвижимости расположен в другом регионе, то для подачи заявления о постановке на кадастровый учет и (или) регистрации права собственности Вам не нужно никуда ехать. Заявление можно подать в городе Вашего проживания.

____________________________________________________________________________

КАК ИЗБЕЖАТЬ ВОЗВРАТА БЕЗ РАССМОТРЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ, ПОДАННЫХ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ И (ИЛИ) ГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ ПРАВ

Управление Росреестра по Ростовской области напоминает, что причины возврата документов без рассмотрения регламентируются статьей 25 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Орган регистрации прав вернет без рассмотрения заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, а также прилагаемый к нему пакет документов в следующих случаях:

- формат заявления и документов, представленных в электронной форме, не соответствует формату, установленному органом нормативно-правового регулирования;

- заявление и документы, представленные на бумажном носителе, содержат подчистки, приписки, зачеркнутые слова и другие специально неоговоренные исправления, а также исполнены карандашом или имеют серьезные повреждения, которые не позволяют однозначно истолковать содержание;

- по истечении пяти дней с момента подачи заявления отсутствует информация об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав;

- в Едином государственном реестре недвижимости содержится отметка о невозможности осуществления регистрационных действий в отношении объекта недвижимости без личного участия собственника или его законного представителя и заявление при этом подает другой человек;

- заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав не подписано заявителем.

Решение о возврате документов без рассмотрения принимается в течении 5 рабочих дней со дня их поступления. При отсутствии информации об уплате государственной пошлины – в течение 3 рабочих дней.

Орган регистрации прав в обязательном порядке уведомит заявителя о возврате заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, а также укажет причины возврата. Возврат производится тем же способом, которым документы были поданы. Если заявление и пакет документов были представлены в электронной форме, заявителю направят только уведомление о возврате.

Управление Росреестра по Ростовской области рекомендует правильно и своевременно оплачивать государственную пошлину, быть внимательными при составлении и подписании документов, а также подготавливать электронные документы в соответствии с требованиями действующего законодательства.

____________________________________________________________________________

ИТОГИ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ОБЖАЛОВАНИЮ РЕШЕНИЙ УПРАВЛЕНИЯ РОСРЕЕСТРА ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2018 ГОД

Взаимодействие с судами в Управлении Росреестра по Ростовской области складывается по основным направлениям деятельности, в том числе по государственному кадастровому учету объектов недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, государственному земельному надзору и другим.

В 2018 году Управление было привлечено к участию в 6740 судебных разбирательствах по делам различных категорий споров.

Преимущественное количество судебных споров с привлечением Управления связанно с осуществлением функции по государственному кадастровому учету.

В 2018 Управление было привлечено к участию в судебных делах по обжалованию решений, связанных с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав в качестве административного ответчика и заинтересованного лица по 221 делу.

По 35 делам решения судов были вынесены не в пользу Управления. По 3 делам требования были удовлетворены частично.

Причинами признания в судебном порядке незаконными решения и действия (бездействия) должностных лиц Управления, послужили отсутствие единообразного толкования норм действующего законодательства, а также единой правоприменительной практики по ряду вопросов в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

По делам, связанным с осуществлением государственного земельного надзора Управление было привлечено к участию в судебных процессах по 323 делам, из которых по 63 делам судами были вынесены решения не в пользу Управления.

В целях снижения количества судебных споров по признанию незаконными постановлений о привлечении к административной ответственности в рамках осуществления государственного земельного надзора, решений о приостановлении и отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, выработки единой правоприменительной практики по указанным направлениям деятельности, а также недопущения нарушений действующего законодательства, Управлением проводится анализ судебной практики, выявляются причины, порождающие обращение в судебные органы, изучаются аналитические обзоры судебных решений, проводятся заседания методического совета по проблемным вопросам, возникающим при проведении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

____________________________________________________________________________

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ КОМИССИИ УПРАВЛЕНИЯ РОСРЕЕСТРА ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА I КВАРТАЛ 2019

В I квартале 2019 года Управлением Росреестра по Ростовской области было проведено 4 заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета или решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее –апелляционная комиссия).

За указанный период в апелляционную комиссию поступило 59 заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, из которых по 36 заявлениям были приняты решения об их отклонении, так как решения о приостановлении государственного кадастрового учета являлись обоснованными.

По 23 заявлениям было отказано в принятии их к рассмотрению по следующим причинам:

 нарушен срок, в течении которого заявители или кадастровые инженеры вправе подать заявление об оспаривании решения о приостановлении государственного кадастрового учета;

в представленных заявлениях содержались требования по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственной регистрации прав.

В связи с этим, обращаем внимание заявителей и кадастровых инженеров, что заявление об обжаловании решения о приостановлении государственного кадастрового учета подаются в течение тридцати дней с даты принятия решения о приостановлении. Соответствующее заявление представляется в апелляционную комиссию по месту нахождения органа регистрации прав, принявшего решение о приостановлении, в письменной форме при личном обращении, посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении либо в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Кроме того, решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (единой процедуры) принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственной регистрации прав, не могут быть обжалованы в административном порядке, то есть в апелляционную комиссию. Если единая процедура приостановлена только по основаниям, относящимся к осуществлению государственной регистрации прав, обжаловать указанное решение возможно только в судебном порядке.

В I квартале 2019 года апелляционной комиссией не принимались решения об удовлетворении заявлений по обжалованию приостановлений осуществления государственного кадастрового учета.

Полагаем, что отсутствие обжалованных решений о приостановлении государственного кадастрового учета связано с повышением качества правовой экспертизы представленных для осуществления кадастрового учета документов и уровня профессиональной подготовки государственных регистраторов, а также с «наработкой» практического опыта в сфере кадастрового учета.

____________________________________________________________________________

 

УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОДВЕЛО ИТОГИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО НАДЗОРА ЗА I КВАРТАЛ 2019 ГОДА

В рамках реализации полномочий в области государственного земельного надзора в I квартале 2019 года на территории Ростовской области государственными инспекторами Управления проведено 1218 проверок соблюдения земельного законодательства, в том числе 102 проверки в отношении юридических лиц, 11 – в отношении органов местного самоуправления и 1105 – в отношении физических лиц.

По результатам проведенных проверочных мероприятий инспекторами Управления выявлено 739 нарушений, из которых 641 – это нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, 98 – правонарушения против порядка управления и общественного порядка.

По итогам рассмотрения дел об административных правонарушениях к административной ответственности привлечено 509 физических лиц, 65 юридических и должностных лиц. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 6709 тыс. рублей, сумма взысканных штрафов – 6739 тыс. рублей.

С целью установления контроля за выявленными правонарушениями, государственными инспекторами Управления выдано 509 предписаний об устранении допущенных нарушений земельного законодательства.

По-прежнему на территории Ростовской области «лидирующим» нарушением земельного законодательства является самовольное занятие земельного участка, ответственность за которое установлена ст. 7.1 КоАП РФ. Только за I квартал 2019 года по указанной статье выявлено 446 правонарушений.

В связи этим, обращаем внимание граждан и юридических лиц на необходимость проверки закрепленных на местности границ принадлежащих им земельных участков сведениям о границах, которые были установлены по результатам проведенных кадастровых работ и внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Кроме того, достаточно распространённым правонарушением является использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.

Так, например, если земельный участок предназначен для целей индивидуального жилищного строительства, садоводства или гаражного строительства размещать на нем магазины, гостиницы, рестораны, автосервисы и иные объекты капитального строительства, предназначенные для осуществления предпринимательской деятельности запрещено законом. В данной ситуации, собственнику такого земельного участка необходимо перед началом осуществления предпринимательской деятельности решить вопрос установления соответствующего вида разрешенного использования земельного участка.

Неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом также является правонарушением, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ.

Статье 254 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.

Во избежание административных санкций, а также возможного изъятия земельного участка, предназначенного для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства, рекомендуем собственникам своевременно приступать к использованию таких земельных участков.

____________________________________________________________________________

Ограничение прав иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение земельных участков

Действующим российским законодательством для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц установлен ряд ограничений на приобретение в собственность земельных участков.

В силу п. 3 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Перечень приграничных территорий утвержден Указом Президента Российской Федерации от 09.01.2011 года № 26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» (далее – Перечень).

В Ростовской области к таким территориям относятся: Азовский, Каменский, Красносулинский, Куйбышевский, Матвеево-Курганский, Миллеровский, Неклиновский, Родионово-Несветайский, Тарасовский, Чертковский районы, а также города Азов, Гуково, Донецк, Зверево, Каменск-Шахтинский, Новошахтинск, Таганрог.

Исходя из положений п. 5 ст. 35 ЗК РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица - собственники зданий, сооружений, находящихся на чужом земельном участке, имеют преимущественное право покупки или аренды земельного участка в порядке, установленном ст. 35 ЗК РФ, при этом покупка такого земельного участка возможна только если он не расположен в пределах приграничной территории.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон № 101-ФЗ) иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно п. 1 ст. 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.

В случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований ст. 3 и (или) п. 2 ст. 4 Закона № 101-ФЗ, такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником (ч. 1 ст. 5 Закона № 101-ФЗ).

Таким образом, земельные участки, расположенные на приграничных территориях, входящих в утвержденный Перечень, земельные участки сельскохозяйственного назначения, а также земельные доли, принадлежащие на праве собственности иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам, должны быть отчуждены в установленном законом порядке как имущество, которое в силу закона не может принадлежать указанным лицам.

В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в установленные законом сроки, такое имущество по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом (п. 2 ст. 238 ГК РФ, ч. ч. 2, 3 ст. 5 Закона № 101-ФЗ).

С учетом вышеизложенного, обращаем внимание иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на необходимость своевременного отчуждения вышеуказанных земельных участков.

 

____________________________________________________________________________

Управление Росреестра по Ростовской области о нововведениях в методике определения кадастровой стоимости

2 марта 2019 года вступил в силу приказ Минэкономразвития России от 24.09.2018 № 514, которым внесены изменения в порядок расчета кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Обновления в методике расчета кадастровой стоимости носят технический характер и в целом не повлияют на уровень кадастровой стоимости недвижимого имущества.

Новой методикой регламентирован порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых ранее не был предусмотрен: машино-мест, единых недвижимых комплексов, а также объектов незавершённого строительства. Кроме того, установлены правила определения кадастровой стоимости объектов незавершенного строительства с учетом степени их готовности.

Немаловажным является то, что методикой определена последовательность применения средних удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости, земельных участков соответствующего назначения для кадастрового квартала, населенного пункта и муниципального района, в котором расположен оцениваемый объект недвижимости, в случае отсутствия данного показателя в кадастровом квартале, населенном пункте и муниципальном районе.

Внесены изменения в порядок определения кадастровой стоимости земельных участков с более чем одним видом разрешенного использования. Ранее кадастровая стоимость земельных участков с более чем одним видом разрешенного использования определялась с применением наибольшего значения удельного показателя кадастровой стоимости, за исключением земельных участков, одним из видов разрешённого использования которых являлась жилая застройка. Для указанного случая кадастровая стоимость определялась путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель, занятых жилой застройкой, на площадь. Методикой данный перечень исключений дополнен земельными участками, одним из видов разрешенного использования которых является садоводство, огородничество и личное подсобное хозяйство. Кроме того, уточнен порядок определения кадастровой стоимости земельных участков, образованных путем объединения либо перераспределения.

Вместе с тем, способ расчета кадастровой стоимости объектов недвижимости в целом не изменился. Как и ранее, величина кадастровой стоимости определяется путем умножения площади объекта недвижимости на соответствующие удельные показатели кадастровой стоимости, полученные в ходе проведения работ по государственной кадастровой оценке и утвержденные органом власти субъекта.

Таким образом, кадастровая стоимость объектов недвижимости, как и прежде, будет зависеть от площади объекта недвижимости, его назначения и вида разрешённого использования.

____________________________________________________________________________

О форме сделок между супругами

В Управление Росреестра по Ростовской области неоднократно поступали обращения граждан, содержащие вопросы о форме договора по приобретению супругами объектов недвижимого имущества в общую долевую собственность, а также о форме договора по отчуждению объекта недвижимого имущества, заключенного между супругами. В этой связи, обращаем внимание граждан на следующее.

В силу ст. 256 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества, правила определения долей супругов в общем имуществе при его разделе и порядок такого раздела устанавливаются семейным законодательством.

Как следует из п. 1 ст. 33, п. 1 ст. 34 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ), законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности. Законный режим имущества супругов действует, если брачным договором не установлено иное. Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.

Пунктом 3 ст. 8.1 ГК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена.

Если нотариальное удостоверение сделки в соответствии с п. 2 ст. 163 ГК РФ является обязательным, несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность (п. 3 ст. 163 ГК РФ).

Исходя из положений ст. ст. 38, 41 СК РФ соглашение о разделе общего имущества, нажитого супругами в период брака, а также брачный договор заключаются в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.

Сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению (п. 1 ст. 42 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Супруги, приобретая в общую долевую собственность объект недвижимого имущества, изменяют предусмотренный законом режим совместной собственности, устанавливая на приобретаемый объект режим общей долевой собственности. Таким образом, супруги, приобретая в долевую собственность объект недвижимого имущества, заключают договор, содержащий элементы брачного договора, так как в нем выражена воля супругов об изменении режима совместной собственности, в связи с этим, такие договоры подлежат нотариальному удостоверению.

Аналогичная ситуация при отчуждении одним супругом, являющимся титульным владельцем приобретенного в период брака недвижимого имущества, в пользу другого супруга. Например, в период брака приобретена квартира и право зарегистрировано на одного из супругов, при отчуждении квартиры или доли квартиры в пользу другого супруга, также происходит изменение законного режима имущества супругов, и данная сделка подлежит нотариальному удостоверению.

Во избежание риска признания сделки ничтожной, полагаем, что супруги вправе заключить брачный договор, которым они определяют режим собственности приобретаемого имущества, либо оформлять недвижимое имущество в совместную собственность.

____________________________________________________________________________

Оформление прав на жилые и садовые дома, возводимые на садовых земельных участках

1 января 2019 вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ                                 «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 217-ФЗ), в соответствии с которым на садовом земельном участке допускается размещение садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд (п. 1, 3 ст. 3 Закона № 217-ФЗ).

Строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства (п. 2 ст. 23 Закона № 217-ФЗ).

В силу п. 1 ч. 17 ст. 51, ч. 15 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) выдача разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек.

Вместе с тем, с 1 марта 2019 в целях строительства или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства (далее – ИЖС) или садового дома, застройщик предоставляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган (далее – уполномоченный орган) уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома, а также в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома, застройщик подает в уполномоченный орган уведомление об окончании строительства или реконструкции (ч.1 ст. 51.1 ГрК РФ).

Требования к форме и содержанию уведомления о планируемом строительстве и уведомления об окончании строительства, а также состав прилагаемых к ним документов установлены ст. ст. 51.1, 55 ГрК РФ.

Указанные уведомления могут быть представлены застройщиком в уполномоченный орган на бумажном носителе посредством личного обращения, в том числе через многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг, либо направлены посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг.

В соответствии